Коллективные трудовые споры: рассмотрение и урегулирование

Коллективные трудовые споры: понятие, виды, процедура рассмотрения

Коллективные трудовые споры: рассмотрение и урегулирование⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Согласно определению, данному в ст.

398 ТК РФ, коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Сторонами коллективного трудового спора являются работники и работодатель (работодатели). В ст. 398 ТК РФ указано также на представителей работников и работодателей, которые выступают в интересах представляемой стороны (работников или работодателей).

Коллективные трудовые споры возникают по поводу установления и изменения условий труда, заработной платы или в связи с заключением, изменением и выполнением коллективного договора. Коллективные трудовые споры могут также касаться порядка принятия локальных нормативных актов.

Отказ работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в качестве повода коллективного трудового спора впервые предусмотрен ТК РФ При разрешении коллективных трудовых споров, в том числе в работе примирительной комиссии, определенную роль играют нормы, устанавливающие процедуру рассмотрения данных споров. Важное значение имеет определение начала коллективного трудового спора, поскольку с этого времени ведется отсчет сроков всех примирительных процедур. Во избежание затяжного характера спора установлены предельные сроки для каждой стадии. Датой начала коллективного трудового спора считается день сообщения работодателем (его представителем) решения об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) своего решения в установленные три рабочих дня (ст. 400 ТК РФ).

Право выдвигать работодателю требования предоставлено работникам и их представителям. При этом в ст. 399 ТК РФ определена четкая процедура для выдвижения указанного требования, необходим созыв собрания (конференции) с соблюдением условий, при наличии которых они считаются правомочными (ч. 3 ст.

399 ТК РФ), а также предусмотрены порядок изложения требований работниками и (или) представительным органом работников (обязательна письменная форма) и особенности предъявления требований профессиональными союзами и их объединениями.

Соответствующие документы должны быть направлены работодателю таким образом, чтобы направившая сторона имела доказательства их отправления и получения. В соответствии 17.3. Коллективные трудовые споры, порядок их разрешения.

493 с Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденными постановлением Минтруда России от 14 августа 2Й02 г.

№ 57, дата вручения требований работодателю должна быть зафиксирована в журнале или других регистрационных формах входящей корреспонденции либо в форме подписи работодателя или его уполномоченного представителя непосредственно на втором экземпляре.

Работодатель обязан принять заявленные требования и в письменной форме в течение двух рабочих дней сообщить представительному органу работников о принятом решении. Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять требования профсоюзов (их объединений) и сообщить им о принятом решении в течение трех недель со дня получения этих требований.

Если указанные требования удовлетворяются, то спор не возникает, поскольку разногласия урегулированы. В том случае, когда сообщается о том, что требования полностью или частично отклоняются или не сообщается в предусмотренный срок о принятом решении, возникает коллективный трудовой спор.

Таким образом, моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения решения работодателя (в установленный срок — три рабочих дня) или несообщение работодателем (его представителем) своего решения. В соответствии с ч. 3 ст.

401 ТК РФ каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Таким государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров является Роструд, подведомственный Минтруда России1. В ведении Роструда находятся также вопросы участия в разрешении коллективных трудовых споров.

В частности, Роструд производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях Положение о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324.

Трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения руемых из федерального бюджета, в ряде других случаев, а также содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров. Роструд ведет базу данных по учету трудовых арбитров и организует их подготовку.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров, также производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров пользуются правом беспрепятственного посещения организации в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Воспрепятствование со стороны должностных лиц в осуществлении этого полномочия указанных работников является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность на основании ст. 5.27 КоАП РФ. Проведение примирительных процедур накладывает определенные обязанности на стороны коллективного трудового спора, их представителей.

Соответственно представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж и государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные возможности для разрешения спора и проводить все примирительные процедуры в установленные сроки, за исключением случаев их продления по согласованию сторон коллективного трудового спора. Не позднее трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора создается примирительная комиссия, которая формируется из представителей сторон на раиной (паритетной) основе, о чем издается соответствующий! приказ (ч. 2 ст. 402 ТК РФ). В срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) спор должен быть рассмотрен. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, имеет для них обязательную силу. Оно оформляется протоколом и исполняется в том порядке и в те сроки, которые будут установлены в решении. При недостижении соглашения стороны составляют протокол разногласий и приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) к созданию трудового арбитража. Не позднее следующего рабочего дня после составления примирительной комиссией протокола разногласий 17.3. Коллективные трудовые споры, порядок их разрешения. 495 стороны спора могут пригласить посредника. При необходимости они могут обратиться в соответствующий государственный орган по регулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией соответствующего посредника. Если в течение двух рабочих дней стороны спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража (ст. 403 ТК РФ).

Трудовой арбитраж определен как временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательности выполнения его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров не позднее четырех рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником.

Государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных 496 Глава 17. Трудовые споры и порядок их рассмотрения и разрешения трудовых споров.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости именно она оказывает услуги по содействию в разрешении коллективных трудовых споров и организует подготовку трудовых арбитров. Спор рассматривается в срок до пяти рабочих дней с момента создания трудового арбитража с участием сторон спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме. В случаях, когда в соответствии с ТК РФ (ч. 1 и 2 ст. 413) забастовка не может быть проведена, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.

Если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий орган по регулированию коллективных трудовых споров.

В случае уклонения одной из сторон спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.

В случае уклонения работодателей (их представителей) от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступать к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с ТК РФ (ч. 1 и 2 ст. 413) забастовка не может быть проведена.

При разрешении коллективного трудового спора действия сторон этого спора, достигнутые соглашения и рекомендации, принимаемые в связи с разрешением спора, оформляются соответствующими протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, а также органом, возглавляющим забастовку при ее проведении. В ст.

405 ТК РФ предусмотрены гарантии для членов примирительной комиссии, трудовых арбитров, представителей работников. Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора 17.а Коллективные трудовые споры, порядок их разрешения.

497 подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочивающего их на представительство органа. Соглашения, достигнутые сторонами спора в ходе его разрешения, имеют обязательную силу для сторон. Эти соглашения оформляются в письменной форме и контролируются сторонами коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры при рассмотрении коллективного трудового спора не привели стороны к достижению соглашения, то работники вправе использовать для удовлетворения выдвинутых в установленном порядке требований все иные предусмотренные законом средства (митинги, акции протеста и др.) вплоть до забастовки. Таким образом, при всей значимости примирительных процедур в разрешении споров они не всегда приводят к положительному результату. Возможна ситуация, когда спор не разрешен, и последним средством, к которому могут прибегнуть работники, — это забастовка

Источник: https://lektsia.com/1x46cb.html

Виды органов, рассматривающих коллективные трудовые споры, и их правовой статус

Виды органов, рассматривающих коллективные трудовые споры, и их правовой статус

Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров.

Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

19. Этапы примирительных процедур при рассмотрении кол­лективного трудового спора.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

— рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;

— рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;

— рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Первый этап является обязательным.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника. В связи с тем что в законодательстве определено, что после посредника спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, этот этап может быть пропущен.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее грех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража.

Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме.

Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций.

Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.

20. Государственные органы по урегулированию коллектив­ных трудовых споров.

Система государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров.

В соответствии с действующим законодательством государственные услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров оказывает Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы на основе Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ).

Для реализации возложенных задач Роструд имеет право:

— давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Роструда;

— запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Роструда;

— привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

— применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров может рекомендовать посредника для участия в примирительных процедурах (ст. 403 ТК). В создании трудового арбитража он принимает непосредственное участие (ст. 404 ТК).

Дальнейшее разрешение коллективного трудового спора, связанное с организацией и проведением забастовки, также проходит под наблюдением указанного государственного органа.

21. Понятие и виды процессуальных правоотношений по рас­смотрению трудовых споров.

Трудовые процессуальные правоотношения – это урегулированные нормами трудового права отношения по рассмотрению трудовых споров в КТС, примирительной комиссией, посредником, трудовым арбитражем, т.е. это юридическая связь юрисдикционного органа, урегулированная нормами трудового права, со сторонами и другими участниками спора.

Два вида правоотношений по рассмотрению трудовых споров:

— трудовые процессуальные правоотношения (правоотношения по рассмотрению и разрешению трудовых споров КТС, примирительной комиссией, с участием посредника, трудовым арбитражем);

— гражданские процессуальные правоотношения (правоотношения по рассмотрению и разрешению трудовых споров районным или городским судом).

Также процессуальные правоотношения по рассмотрению трудовых споров следует подразделять на правоотношения, возникающие при рассмотрении индивидуальных трудовых споров, и правоотношения, возникающие при рассмотрении коллективных трудовых споров.

22. Субъекты процессуальных правоотношений по рассмотре­нию трудовых споров.

Субъекты правоотношений – это физические и юридические лица, выступающие в качестве носителей субъективных прав и юридических обязанностей.

Субъекты процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров иные, чем в трудовом правоотношении.

Обязательным участником процессуальных правоотношений является юрисдикционный орган, представляющий стороны трудового правоотношения (например, КТС, формируемая из равного числа представителей работников и работодателей), или государство (например, суд).

Другими участниками процессуальных правоотношений могут выступать представители работников (профессиональные союзы в лице их органов и иные представители работников) и работодателей (руководители организаций и др.), что не характерно для трудового правоотношения, предполагающего личное выполнение работником трудовой функции.

Трудовая процессуальная правоспособность является составной частью трудовой правосубъектности и представляет собой признаваемую нормами трудового законодательства способность и возможность обращаться за защитой нарушенного трудового права или законного интереса в юрисдикционный орган.

23. Основания возникновения, изменения и прекращения про­цессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров.

Процессуальные правоотношения по рассмотрению трудовых споров возникают и прекращаются на основании определенных юридических фактов.

Основанием возникновения процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров является поступившее в соответствующий юрисдикционный орган заявление о рассмотрении и разрешении того или иного трудового спора.

Основанием возникновения процессуального правоотношения по рассмотрению индивидуального трудового спора выступает обращение заинтересованного работника (потенциального, настоящего, бывшего) с иском (заявлением) в КТС или суд для защиты нарушенного, по его мнению, права или законного интереса, если работник и работодатель не урегулировали возникшие между ними разногласия путем непосредственных переговоров.

Основанием возникновения процессуального правоотношения по рассмотрению индивидуального трудового спора может быть также обращение заинтересованного работодателя в суд с исковым заявлением о возмещении материального ущерба, причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей.

Основанием возникновения процессуального правоотношения по рассмотрению коллективного трудового спора служит надлежаще оформленное обращение уполномоченного представителя коллектива работников в примирительную комиссию как обязательную первичную инстанцию по рассмотрению коллективного трудового спора.

Юридическим фактом, с которым связывается прекращение правоотношения по рассмотрению трудовых споров, является, как правило, вступление в законную силу решения органа, рассмотревшего и разрешившего трудовой спор, либо достижение соглашения между сторонами коллективного трудового спора, рассмотренного примирительной комиссией или трудовым арбитражем.

Источник: http://megaobuchalka.ru/6/13757.html

Коллективные трудовые споры — понятие и порядок их рассмотрения

Коллективные трудовые споры — понятие и порядок их рассмотрения

  1. Что это такое?
  2. Порядок разрешения спора
  3. Момент начала конфликта

Трудовое законодательство Российской Федерации полностью регулирует взаимоотношения между работодателем и его подчиненными, которых он взял на работу. Первая категория людей старается дать максимально комфортные условия для ведения работ, но не всегда это получается.

В таком случае вторая сторона (работники) начинает отстаивать свое мнение. Если устные замечания не приводят к удовлетворительным результатам, проводится рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже и их разрешение.

В представленной статье будут рассмотрены главные особенности рассмотрения и решения коллективных споров.

Само понятие и виды коллективных трудовых споров включают в себя разногласия, вызванные неудовлетворительной заработной платой, невыплатой денег за выполненную работу, плохими условиями труда, незаконным массовым увольнением и так далее.

Причин, по которым может начаться спор, очень много. Чтобы упорядочить их, закон предусматривает несколько классификаций.

Исходя из уровня:

  • На локальном уровне;
  • На территориальном уровне;
  • На региональном уровне;
  • На межрегиональном уровне;
  • На федеральном уровне.

Важно отметить, что забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора не может использоваться на всех уровнях, за исключением локального. В такой ситуации отстаивание интересов может вестись на уровне организации.

Существует и классификация, различающая предмет спора:

  • Об изменении или установлении новых условий труда, которые не удовлетворяют работников;
  • Об изменении, заключении или выполнении соглашений и коллективных договоров;
  • Об отказе работодателей принимать во внимание мнение представителя работников в процессе принятия локальных нормативных требований.

Последняя категория — в зависимости от способа урегулирования трудового спора. Они могут разделяться всего на два вида — споры, урегулирование которых возможно без применения забастовки, а также с применением забастовки.

Трудовой кодекс гласит о том, что существует свой порядок урегулирования конфликта.

Что касается количества времени на примирение, коллективные трудовые споры и порядок их разрешения могут иметь свои сложности.

Соответственно, все может решиться либо за несколько дней, либо длиться несколько месяцев. В любом случае, трудовое законодательство предлагает несколько этапов решения проблемы:

  • Примирительная комиссия. Это локальная служба по урегулированию коллективных трудовых споров, которая заставляет каждую сторону находиться в этой комиссии. За попытку уклониться от установленных требований предусматривается ответственность административного характера. Если по каким-либо причинам спор не смогли урегулировать благодаря примирительной комиссии, нужно перейти к следующему этапу;
  • Рассмотрение с помощью посредника. Сам по себе, порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника предусматривает следующее: таковым лицом может быть представитель, которого выбирают обе стороны процесса, либо его назначает Служба по урегулированию трудовых коллективных споров. Данный этап также обычно не приводит к заметным результатам (хотя есть и свои исключения). Нужно перейти к третьему этапу;
  • Трудовой арбитраж. Законодательство гласит, что трудовые арбитражи — это органы рассматривающие коллективные трудовые споры, выбранные каждой стороной трудового договора. Важно обратить внимание — создать трудовой арбитраж можно не позднее 3-х рабочих дней после того, как посредник или примирительная комиссия закончит рассмотрение спора.

Бывает и так, что работодатель принимает решение исключить возможность создания трудового арбитража, либо не выполняет рекомендации, установленные данным органом. В таком случае работники получают полное право организовать забастовку.

Примиряющая комиссия иногда может прийти к общему выводу, который удовлетворяет каждую сторону. В таком случае создается специальный протокол.

Для каждой стороны он обязательно имеет свою юридическую силу. Порядок исполнения и сроки выполнения обязательств указываются в подписанном протоколе.

Как только решение по урегулированию конфликта будет принято, примиряющая комиссия автоматически прекратит свою деятельность.

Что касается забастовки, она может применяться исключительно в качестве крайнего средства решения коллективного спора. Обычно такие действия выполняются тогда, когда работодатель наотрез отказался сотрудничать со своими работниками, либо он выполняет возложенные на него обязательства.

Как гласит общая характеристика коллективных трудовых споров, забастовка как механизм урегулирования конфликта может начаться исключительно после принятия решения о ее объявлении.

Трудовое законодательство обязывает специалистов предварительно предупредить своего работодателя о проведении такого мероприятия. Сроки предупреждения могут зависеть от конкретных обстоятельств.

Так, к примеру, если предприятие не работает, нужно сообщить работодателю не позднее 7-ми дней до момента проведения, а при принятии решения на производстве, работающем непрерывно, срок увеличивается до 15 дней.

Многие люди также спрашивают — каким днем начала коллективного трудового спора считается день? Решение о начале конфликта может быть принято только после того, как работодатель отклонил часть требований, либо отказался от них вовсе, сообщив о своем решении в письменном виде. А что, если работники не получили никакого ответа?

Создается специальная комиссия, которая решает, в каком порядке рассматривается коллективный трудовой спор. Этапы проведения разбирательств указаны выше.

Выводы

Чтобы максимально эффективно урегулировать коллективный трудовой спор, необходимо максимально давить на работодателя. Не будет лишней помощь специалиста, имеющего многолетний опыт решения подобных конфликтов. Обратившись в нашу компанию, вы гарантированно получите квалифицированную помощь.

Источник: https://workdispute.ru/inspekciya/kollektivnye-spory.php

Трудовые споры: понятие, виды и порядок разрешения

Трудовые споры: понятие, виды и порядок разрешения

Трудовыми спорами называются поступив­шие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъ­ектов трудового права по вопросам применения трудового за­конодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.

Индивидуаль­ный трудовой спор (ст. 381 ТК РФ) — неурегулированные разногласия между работни­ком и работодателем, заявленные в орган по рассмотрению тру­довых споров.

Коллективный трудовой спор (ст.

398 ТК РФ) — неурегулированные разногласия между работни­ками и работодателями по поводу установления и изменения ус­ловий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудо­вого права в организациях.

Трудовой спор – это спор о реализации права, предусмотрен­ного трудовым законодательством, коллективным и другими до­говорами о труде или об установлении нового трудового субъек­тивного или коллективного права.

Все трудовые споры можно класси­фицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту; по ха­рактеру спора; по виду спорного правоотношения.

По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные оспариваются пра­ва, полномочия и интересы всего трудового коллектива, права профсоюзного органа как представителя работни­ков данного производства по вопросам труда, быта, культуры.

Коллективные споры могут возник­нуть из трех правоотношений: работников организации с работо­дателем, его администрацией, включая и вышестоящий орган управления; профсоюзного органа с администрацией, из социаль­но-партнерских правоотношений, представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, регио­нальном, отраслевом и территориальном уровнях.

По характеру спора все трудовые споры подразделяются на:

1) споры о применении норм трудового законодательства, ус­тановленных им, коллективным или трудовыми договорами, со­циально-партнерскими соглашениями о правах и обязанностях.

Такие споры могут возникать из всех правоотношений сферы трудового права, т.е. как из трудовых, так и из всех других производных от них.

В таких спорах защищается и восстанавливает­ся нарушенное право работника или профсоюзного органа или полномочие трудового коллектива;

2) споры об установлении новых или изменении существую­щих социально-экономических условий труда и быта, не урегу­лированных законодательством.

Этого вида споры могут возни­кать из четырех правоотношений: а) из трудового — об установ­лении работнику в локальном порядке новых условий труда; б) профсоюзного органа с работодателем, его администрацией; в) трудового коллектива с работодателем, его администрацией; г) профсоюзов как представителей работни­ков с представителями работодателей, их ассоциаций на различ­ных уровнях социально-партнерских отношений.

Коллективные споры могут возникнуть из правоотношений: 1) трудового коллектива с работодателем, включая и вышестоя­щий орган управления; 2) профсоюзного органа с работодателем, его администрацией; 3) социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, отраслевом, региональном и других уровнях.

По правоотношениям, из которых может возникнуть спор,все трудовые споры делятся на споры из правоотношений: 1) трудовых; 2) по трудоустройству; 3) по надзору и контролю за соблюдением трудового законо­дательства и правил охраны труда; 4) по подготовке кадров и повышению квалификации работ­ников на производстве; 5) по возмещению материального ущерба работником пред­приятию;

Порядок рассмотрения трудового спора – это установленная для данного юрисдикционного органа форма процесса разбира­тельства, начиная с принятия заявления и кончая вынесением решения по данному делу.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. (Статья 382 Трудового Кодекса РФ)

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам. Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям: работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы (ст. 391 ТК РФ).

Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих последовательных трех или двух этапов примирительных процедур:

1) рассмотрение спора примирительной комиссией; 2) рассмотрение спора с участием посредника; 3) рассмотрение спора трудовым арбитражем.

1) Рассмотрение спора примирительной комиссиейявляется обязательным этапом примирительных процедур. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией регулируется ст. 402 ТК Примирительная комиссия — это совместный орган спорящих сторон, созданный ими на паритетных началах в срок до трех рабочих дней с момента начала спора.

Создание примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителей работников, выделяющим в комиссию представителей сторон на равной правовой основе. Количественный состав примирительной комиссии устанавливают стороны по соглашению. Стороны не вправе уклоняться от создания ПК и участия в ее работе.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен ПК в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. При не достижении согласия в ПК стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

2) Рассмотрение спора с участием посредника.После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора в течение трех рабочих дней могут пригласить посредника самостоятельно или с помощью службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Посредник (ст. 403 ТК)— это третий нейтральный орган по отношению к спорящим сторонам, призванный помочь сторонам достигнуть соглашения по спору. Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по коллективному трудовому спору, который должен быть рассмотрен с участием посредника в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров — это система государственных и региональных органов в составе Минтруда РФ и Минтруда субъектов Федерации.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора определяется по соглашению сторонами спора с участием посредника. Посредник приглашается по соглашению сторон независимо от Службы по урегулированию коллективных трудовых споров или по ее рекомендации. Стороны могут сами пригласить любого специалиста в качестве посредника, не обращаясь в Службу.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения и может окончиться одним из двух вариантов: если по спору соглашение достигнуто, оно оформляется решением, обязательным для сторон спора, если соглашение сторон по спору не достигнуто, то оформляется протоколом разногласий.. Если составлен протокол разногласий, то стороны обращаются к третьему этапу — трудовому арбитражу.

3) Рассмотрение спора трудовым арбитражем. Трудовой арбитраж — временно действующий орган для разрешения коллективного спора, не получившего своего разрешения в примирительной комиссии или с участием посредника.

Он создается сторонами спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или с посредником в составе трех трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора. Соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы оформляется создание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и его полномочия.

Трудовой арбитраж создается в случае, если стороны коллективного спора заключили в письменной форме соглашение об обязательном выполнении его решения.

Это новое положение Кодекса предоставляет право работникам начать забастовку, если стороны после решения спора примирительной комиссией не достигли соглашения по созданию посредника и трудового арбитража, т.е. упрощает для работников начало забастовки.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок

Трудовой арбитраж рассматривает спор с участием представителей его сторон в срок до 5 рабочих дней со дня создания трудового арбитража, может заседать не один раз.

По окончании рассмотрения спора трудовой арбитраж принимает решение по существу спора в письменной форме.

Поскольку в составе трудового арбитража три арбитра, то его решение может быть принято и по большинству арбитров.

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбитража, рассмотрения спора в нем, а также выполнения его решений, то Закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a38961.html

Трудовые споры и порядок их разрешения в суде и без суда

Трудовые споры и порядок их разрешения в суде и без суда

Возникновение разногласий в различных учреждениях не является редкостью, но, в отличие от споров простых, трудовые споры, как и порядок их разрешения, регулируются на законодательном уровне.

Трудовым спором принято считать возникающие противоречия между сотрудниками и руководством организации касательно вопросов условий оплаты труда, длительности отпуска, увольнения и т.д.

Причем, особенности урегулирования индивидуальных и коллективных трудовых споров существенно различаются.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров и их причины

Возникшие неурегулированные противоречия между организацией и сотрудником принято считать индивидуальным трудовым спором. Противоречия чаще всего относятся к таким объектам:

  1. Законодательные и нормативно-правовые документы, касающиеся условий труда, взаимоотношений с руководством.
  2. Коллективные договоры и соглашения.
  3. Законодательные акты локального характера.
  4. Отдельные вопросы условий труда.

Эти противоречия могут возникать между организацией и работающим или бывшим работником, либо лицом, являющимся претендентом на оформление в организацию в качестве работника (при отказе предприятием в данном оформлении).

Причины трудовых споров касаются следующих ситуаций:

  • перевод работника на иную должность;
  • задержка, недоплата или невыплата зарплаты;
  • изменения, касающиеся условий труда;
  • непозволение сотруднику воспользоваться отпуском или полагающимися выходными днями;
  • дисциплинарные меры;
  • взыскание ущерба;
  • увольнение работника;
  • отказ в приеме на работу и др..

Когда индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссией

Комиссия, занимающаяся регламентированием данных вопросов на предприятии, формируется непосредственно в организации и состоит из равной численности представителей сотрудников и работодателя.

Представители трудящихся на предприятии назначаются выборным путем либо после утверждения на общем собрании.

Представители от организации-работодателя могут быть включены в состав комиссионного органа после назначения главой организации.

Трудящийся предприятия, чьи права были ущемлены, вправе обратиться в комиссию в течение 3 месяцев с даты, когда ему стало известно либо должно было стать известно о нарушении его прав.

В тех случаях, если он не смог обратиться в установленные сроки по уважительной причине, комиссионный совет вправе принять к рассмотрению его обращение и заняться решением возникших разногласий.

Порядок рассмотрения разногласий должен осуществляться в соответствии со ст. 387 ТК РФ, согласно которой комиссия рассматривает заявление ущемленного в правах работника в течение 10 календарных дней.

 Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

Коллективным трудовым спором (в соответствии с ТК РФ, ст. 398) является неурегулированное разногласие, возникшее между сотрудниками и руководством предприятия.

Оно может касаться:

  1. Порядка заключения коллективных договоров.
  2. Условий труда.
  3. Вопросов оплаты труда.
  4. Отказа руководства организации учесть решение выборного органа сотрудников касательно принятия нормативных актов на предприятии об условиях труда.

Согласно федерального закона о порядке разрешения коллективных трудовых споров (№90 от 30.06.2006), для урегулирования возникшей ситуации организовываются поэтапные примирительные процедуры, среди которых:

  • Примирительная комиссия. Ее создание должно быть произведено в течение 3 рабочих дней с даты возникновения противоречий между предприятием и сотрудниками. Этот этап является первым и должен выполняться в обязательном порядке для разрешения ситуации.
  • Приглашение посредника, в качестве которого может выступить независимый специалист, приглашенный либо сторонами, либо по рекомендации Службы по урегулированию коллективных споров.
  • Арбитраж. Формируется в качестве временно действующего органа для урегулирования ситуации.

Преследуя цель разрешения возникших разногласий, сотрудники могут воспользоваться правом временного неисполнения своих непосредственных обязанностей, т.е. на забастовку.

При принятии решения о необходимости забастовки следует письменно известить работодателя не позднее, чем за 5 рабочих дней. Если забастовка объявляется профсоюзом, то работодатель должен быть извещен письменно не позднее, чем за 7 рабочих дней.

Рассмотрение трудовых споров в суде

Обратиться в суд для разрешения данного вида разногласий с заявлением могут:

  • сотрудник;
  • работодатель;
  • профсоюз, отстаивающий интересы сотрудника.

Рассмотрение трудовых споров в суде производится в ситуациях, если с заявлением обратился:

  • работодатель или работник, не согласившийся с решением, принятым комиссией;
  • сотрудник, не обратившийся в комиссию для решения разногласий или не удовлетворенный решением комиссии;
  • прокурор, если решение комиссии нарушает ТК РФ или другие акты законодательства.

Процедура рассмотрения производится районным судом по месту нахождения предприятия (в том случае, если оно выступает в качестве ответчика), либо по месту жительства работника (если он является ответчиком). В то же время допустимо обращение в судебные органы по месту жительства истца.

Сроки рассмотрения трудовых споров в суде с даты подачи заявления составляют порядка 2 месяцев. Когда целью иска является восстановление на прежнее место работы – до 1 месяца. Сроки рассмотрения могут быть увеличены при необходимости отложить процедуру разбирательства. Как правило, это происходит в случае неявки истца либо необходимости произвести опрос новых свидетелей.

(оцените статью)

» Персонал » Правовые вопросы » Трудовые споры и порядок их разрешения согласно законодательству РФ

Поделитесь своим комментарием

Источник: https://ktovdele.ru/trudovyie-sporyi.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть